Александр Черногривов
Работы Александра Черногривова, участника нескольких десятков выставок и фестивалей, сейчас есть в коллекции Государственного Русского Музея и частных коллекциях России, Швейцарии, Италии, Франции, США, Израиля. Уникальная техника, сочетающая фотомонтаж, фотомонотипию, фотограмму и химиграмму, искусство воображения и сочинительства, погружают зрителя в мир, находящийся на грани реальности и фантазии. Александр любит создавать серии: «Следы человека», «Русское поле», «Сказки», «Конница», «Звери», «Отражения».
Серия «Сказки» — одна из самых знаменитых. Она началась 17 лет назад: игрушечные фигурки животных Александр фотографировал через матовое стекло в контровом свете, впечатывал в пейзажи, а дальше буквально пальцами дорисовывал картинку на фотографиях. Эффект вышел волшебным: звери, будто вырезанные из тумана, по-настоящему вышли на улицы Петербурга.
Из анонса выставки фотографий из серии «Сказки»: «В окружающем мире нередко встречаются виды, картины, напоминающие театральную сцену: расставлены декорации, звучит звуковое оформление, выставлен свет. Нет лишь действующих лиц. Может быть они опаздывают, или зритель пришел слишком рано, но представление не начинается, драма или комедия останутся не увиденными. Большая часть работ из этой серии - попытка заселить эту сцену, впустить в нее героев. Александр Черногривов снимает отражения в каналах и с помощью коллажных манипуляций делает из города волшебное азеркалье. В электропроводах копошится гигантский паук. По мостику несется тираннозавр. На крыше доходного дома корова щиплет траву…» (источник: http://grinberggallery.com/photographers/bio.htm?id=164 )
Куратор фотовыставок, старший научный сотрудник НИИ РАХ Ирина Чмырева об Александре Черногривове: «Он придумывает новые техники и использует старые, даже те, о которых в фотографических кружках внушается студентам, что они — кончились, что в них — нет развития. Черногривов — тот фотограф-художник, который работает сериями, и серийность его мышления — это вариации внутри темы серии, одинаково неожиданные, одинаково успешные. Этот автор обладает способностью «джазовых импровизаций», не теряя в процессе визуальных экспериментов ни новизны, ни ритма, ни — дай Бог и дальше — скорости. За последние четыре года его тематический диапазон вместил в себя многое: от сказок и снов, игр с солдатиками до пугающих клякс птиц и обнаженной натуры. Технический и эмоциональный диапазон его выразительности вынужден был расшириться от старательных коллажей до экспрессивных химиографий (отпечатков на фотобумаге предметов и тел).