Валерий Плотников
Легендарный фотограф Валерий Плотников снимал звезд от Лили Брик до Дмитрия Лихачева задолго до того, как в России пришли глянец и галереи. Вся страна узнавала своих героев именно по его портретам на обложках изданий с миллионными тиражами. Кинооператор по образованию, Валерий Плотников превосходно умеет уместить едва ли не всю историю жизни своего героя в одну фотографию или серию. О скрупулезности же, с которой он готовит пространство, одежду, позу, выявляющие образ человека, рассказывают с придыханием и восторгом.
Елена Горфункель: «Его снимки универсальны, ибо годны и для выставки, и для семейного альбома. Они обошли все обложки, все иллюстрированные издания, проникли в книги, плакаты, большая часть их общеизвестна, как какие-нибудь тиражированные открытки. Это сравнение тем более уместно, что модели Плотникова — в основном звезды, элита, богема. Он не пропускает ни одной кандидатуры, ни одного восхождения, его снимок — обещание близкой славы. Но он не просто дает зрителям то или иное знакомое или еще незнакомое лицо, по-своему пополняя рынок глянцевых копий, которые раньше продавались в сериях «артисты советского кино». Он портретирует серьезно и в то же время искусно. Простота и китчевая красота его фотографий обманчивы. Он хитроумный мастер. У него есть принципы режиссуры, которым подчиняются все «народные артисты». Он ставит свои условия и свои спектакли. Герои Плотникова переодеваются и одеваются, чтобы сыграть самих себя. Они идут в его ателье. <…> В режиссуре Плотникова нет ничего случайного, импровизационного, его сюжеты продуманы, и он не раб удачного мгновения. Вообще мгновение — не его измерение. Спектакль, разворачивающийся на фотографии, итог, исполнители готовы выйти на поклоны, все состоялось, сюжет исчерпан. Дар Плотникова — исчерпать человека. Не всегда это приятно для модели. К счастью, она, модель, чаще всего не догадывается, что за роль ей отведена. По-видимому, сниматься у Плотникова страшновато, хотя и лестно».
Карина Добротворская: «Если бы в семидесятые или восьмидесятые у нас существовала индустрия моды, Валерий Плотников нашел бы себя в фотосессиях для гламурных журналов и стал бы нашим Хельмутом Ньютоном. <…> Для каждого снимка Валерий Плотников сочинял оригинальный сюжет, выстраивал мизансцену. Он почти никогда не удовлетворялся крупным планом, потому что не интересовался "чистой" эмоцией, которой живет лицо той или иной его "модели". Антураж-контекст властно требовал себе права текста и получал их. Валерий Плотников размещал персону в пространстве, заполненном предметами-знаками, и любой портрет стремился предстать метафорой».